Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
"СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛа № 33 г. БРАТСКА"
Год основания1968 годЯзыки образованияРусский

Логопедическая служба

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГОКУ "СКШИ  № 33 г. Братска».

Логопеды школы:
Щупленкова Алла Казимировна
Образование: высшее
Специальность: учитель-дефектолог
Педагогический стаж работы: 50 лет
Квалификационная категория: I
 
         
 

Открытый урок  "Твердые и мягкие согласные, смягчающие гласными второго ряда. СКАЧАТЬ

Московских Любовь Юрьевна
Образование: высшее
Специальность: учитель-логопед
   Педагогический стаж работы: 14 лет
       Квалификационная категория: I  
КОНТАКТЫ: 665776 г. Братск ул. Ангарстроя, 7 тел: 8(3953)30-27-27 e-mail: 196833@mail.ru
   

Логопедическая работа по коррекции устной и письменной речи начинается с поступления ребёнка в школу.

Школьный логопункт посещают дети спец.класса (с умеренной и выраженной у/о) и начальных классов с СНР .

Обследование проводится по адаптированной методике Т. Фотековой.

В спец. классе проводится работа по развитию коммуникативных навыков.

В 1 классе, в основном, проводится устранение недостатков произношения, развитие фонематического слуха исоздание психологических предпосылок готовности к обучению.

Со 2 класса проводятся занятия по профилактике дисграфии и коррекции  устной и письменной речи.

 

ПЕРСПЕКИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.

№п/п

Содержание работы

Формы и методы

работы

Дата

проведения

 

1. Диагностическая работа

 

 

Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей.

 

Диагностика

 

1-15 сентября

 

 

Углублённая диагностическая робота

Диагностика

1-15 сентября

16-30 мая

 

2. Коррекционно-развивающая работа

 

 

Составление перспективных рабочих программ коррекционно-логопедической работы с учащимися с СНР, отягощённой дисграфией на основе нарушения звукового анализа и синтеза слов.

 

 

Разработка

рабочих

программ

 

20-30 августа

 

 

 

 

Коррекционно- развивающая работа

Индивидуальные и подгрупповые занятия по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи

 

 

В течение

года

 

3. Просветительная деятельность

 

 

2.

 

Распространение логопедических знаний среди педагогов школы

Проведение открытого урока в 4а классе по теме:

«Твёрдые и мягкие согласные»

Проведение мастер-класса по развитию слоговой структуры слова у учащихся с СНР

Взаимопосещение уроков, консультативно- информационная помощь, методические рекомендации.

В течение года

 

Декабрь

 

 

Новогодние каникулы.

 

Логопедическое просвещение родителей в плане коррекции речевых нарушений

Выступления на родительских собраниях, консультативно-информационная помощь.

 

В течение года, по мере необходимости.

 

4. Самообразование

 

 

Работа по теме самообразования:

(3 год): « Развитие слоговой структуры учащихся с СНР при ОИН как одно из условий формирования правильной устной и письменной речи».

Выступление на ШМО.

4 четверть

 

5. Организационная работа

 

 

Оснащение логопедического кабинета

Уборка, ремонт, приобретение необходимого оборудования

 

август

2.

Изготовление и приобретение наглядных пособий, раздаточного материала, ТСО.

 

Изготовление и приобретение пособий.

 

В течение года

 

Пополнение логопедического кабинета новыми изданиями, методическими разработками.

Приобретение но-вой логопедической литературы, сканирование.

 

В течение года

 

5. Методическая работа

 

 

Участие в работе ШМО и МО

логопедов города.

Посещение МО,

педсоветов, уроков.

 

По планам работ.

 

Работа в школьной ПМПК

Участие в заседаниях ПМПК, заполнение индивидуальных карт по коррекционно-развивающей работе

 

 

По плану

школы

 

Посещение библиотеки, знакомство с инновационными технологиями в образовании.

Работа с методическими источниками.

В течение

года

 

  ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

1. Работа по развитию коммуникативных способностей.

2. Работа по коррекции звукопроизношения.

3. Работа на фонетическом уровне.

4. Работа на лексическом уровне.

5. Работа на синтаксическом уровне.

Названия этапов условны и не означают того, что на каждом этапе работа ведётся только на уровне звука, слова, предложения. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

Содержание логопедической работы тесно связано с програмным материалом по русскому языку, а речевой материал соответствует возрасту учащихся, уровню их развития и характеру недостатков устной и письменной речи.

Ежегодно, в течение нескольких лет, проводятся логопедические праздники по итогам года. Это стало традицией, и дети с нетерпением ждут его каждый год.

 

 

Домашний логопед
(рекомендации  для родителей)
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
(перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).

1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.

2. Запись слова с проговаривакием.

3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.

4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.

5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).

6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).

7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.

8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)

9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а  ссс-то ллл-е  ллл-е-жж-ит  пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.

10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ 

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р         У       Ч       К       А

рот      Уля   час    кот    Аня

роза    угол  чашакашааист

рукав  улица         чехол         корка         астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

 

        1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).

  1. 2.  Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
  2. 3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов 4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу
  3.  5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей